На полпути между Луксором и Асуаном находится
храм Хора в Эдфу, наиболее внушительный по своим размерам после
Карнака. Его сооружение началось при Птолемее Ш в 237 до н.э., а
завершилось в 57 г. до н.э. Этот храм
считается наиболее хорошо сохранившимся по сравнению с другими
храмами. Однако при его обнаружении в
1860 г. он предстал перед глазами Огюста
Мариета, одного из директоров Лувра и собирателя коллекции
Египетского музея в Каире, в плачевном состоянии. Была проделана
большая работа по его расчистке и восстановлению.
Храм в Эдфу посвящен богу Хору, сыну Осириса и Исиды и имеет
классическую древнеегипетскую архитектуру. Он начинается
массивным входным пилоном, втором по размеру во всем Египте. В
открытом дворе, окруженном колоннами, стоит изваяние гигантского
Хора-сокола из черного гранита. Первый гипостильный зал,
украшенный сценами жертвоприношений, имеет 18 колонн. Во втором
гипостильном зале, меньшего размера, но более изящном, 12
колонн. Через него путь лежит в святилище, куда в те далекие
времена допускались лишь посвященные - великие жрецы и фараон. В
святилище сохранился наос, высеченный из цельной скалы (XXX
династия). Рельефы и надписи на стенах храма рассказывают о
победе Хора, который отомстил за смерть своего отца богу Сетху и
его союзникам, изображенным в образе крокодилов и бегемотов.
Надписи на стенах храма Хора - это целый кладезь различных
знаний. На них можно найти перечни книг по мифологии,
астрономии, географии, и строительству. Они объясняют
символическое значение пропорций и размеров архитектурных
деталей храмов, ссылаясь на мифологические сюжеты и знаменитую
книгу строителя пирамид Имхотепа. Там есть рецепты приготовления
божественных масел и курений, которые использовались при
совершении обрядов.
Храм в Эдфу был взят как образец при оформлении египетского зала
Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Весной 1909 г. будущий директор
музея И.В. Цветаев ездил в Египет, чтобы познакомиться с его
древней архитектурой. По его словам, именно в Эдфу он нашел
форму зала, "как нельзя лучше подходящего к нашим размерам".
|