Человек обитал на территории современного Туниса со времен
палеолита. Здесь обнаружены следы древнейших ашельской,
мустьерской, атерийской и иберо-маврусийской культур, смена
которых, как предполагается, определялась приходом новых народов
и племен. В 8 тысячелетии до н.э. в Тунисе поселились белые люди
средиземноморской расы (капсийская культура), переселившиеся,
вероятно, из саванн доисторической Сахары – гипотетической
прародины семито-хамитских народов. В 4 тысячелетии до н.э.
здесь произошла неолитическая революция, распространились
земледелие и животноводство, появились укрепленные поселки и
выделилась племенная знать. В 12 веке до н.э. на территории
Туниса обитали ливийцы. В последующие столетия на побережьи
высаживаются греческие и финикийские мореплаватели.
Старейшей финикийской колонией на территории Туниса считается
Утика, основанная в 1101 до н.э.; за ней последовали Гиппон,
Хадрумет, Лептис, нынешняя столица страны – город Тунис и
другие. В 814 до н.э. беженцы из финикийского города Тира
основали поселение Карт-Хадашт (Карфаген). Впоследствии Карфаген
превратился в огромный город с населением более миллиона человек
и центр огромной военной и торговой державы распространившейся
на все побережье Северной Африки от Гибралтара до Киренаики, а
также Большую часть Испании, Сардинии, Сицилии, Корсики и
Балеарские острова. Корабли карфагенян господствовали в западной
части Средиземного моря, заплывали далеко в Атлантический океан
и в экваториальную Африку. Могущество древнего Карфагена было
сломлено набиравшей силу Римской державой в ходе трех Пунических
войн. В результате последней из них в 146 до н.э. Карфаген был
взят римлянами и полностью разрушен, а территория современного
Туниса включена в состав Римского государства. Позднее римляне
восстановили Карфаген, и он стал процветающей столицей римской
Африки.
В эпоху Римской державы земли Туниса были настоящей житницей
империи: они давали более 60% потребляемого зерна. Расцвела
римско-пуническая культура, которая сочетала как латинские, так
и карфагенские элементы. В середине 1 в. н.э. здесь стало
распространяться христианство, и римская Африка стала одним из
основных христианских центров тогдашнего мира. Уроженцами
провинции были видные богословы и мыслители Тертуллиан, Киприан
и святой Августин. Однако к 3 веку хозяйство римского Туниса
стало приходить в упадок; сказалось действие экологического
кризиса, вызванного уничтожением лесов и нехваткой воды. Рост
налогов и бедности вел к социальным потрясениям, волнениям,
восстаниям и вторжениям соседних берберских племен. В 312
произошел раскол христианской церкви в Африке: из нее выделилось
оппозиционное течение донатистов, получившее широкую народную
поддержку. В этих условиях в Северной Африке высадилось
германское племя вандалов. В 439 вандалы взяли Карфаген и
превратили его в столицу собственного королевства. Власть
королей вандалов, в свою очередь, оказалась непрочной. Усилился
напор берберов, опиравшихся на поддержку донатистов. В 533–534
войска восточно-римского императора Юстиниана захватили
территорию государства вандалов. Византийское правление
продолжалось в Тунисе немногим более 100 лет. Господство
восточно-христианской (православной) церкви вызвало недовольство
как католиков, так и донатистов. В 646 византийский наместник
провозгласил отделение Африки от Восточной Римской империи. Но
уже с 647–649 Тунис стал объектом почти беспрерывных вторжений
арабов. Борьба арабов, византийцев и берберов за Тунис
сопровождалась жестокостями и окончательно завершилась победой
арабских войск лишь в самом начале 8 века. Столицей
мусульманского Туниса, вошедшего в состав Арабского халифата,
стал в 670 город Кайруан.
Мусульманский Тунис. Большинство жителей африканских провинций
приняло ислам, и в Тунисе стала развиваться новая арабская
культура. В политическом отношении страна до 800 оставалась
частью Арабского халифата. Затем, при династии Аглабидов
(800–909), фактически существовал самостоятельный тунисский
эмират, правители которого совершали многочисленные набеги на
Сицилию и континентальную Италию. В 909 Тунис был завоеван
берберами, которые исповедовали ислам исмаилитского толка. Они
положили начало шиитской династии Фатимидов. В последующие годы
ей удалось овладеть Северной Африкой, Египтом, Сирией и Западной
Аравией. Но в 973 Фатимиды перенесли свою резиденцию в Египет, а
управление Тунисом передали местной династии наместников –
Зиридов (972–1148). Это был период высокого расцвета
мусульманской культуры Северной Африки. Однако в 1148 сторонники
суннитского течения в исламе произвели переворот, жестоко
расправились с шиитами, а правитель аль-Муизз из династии
Зиридов провозгласил отделение от Фатимидов. В 1052–1057
направленные Фатимидами кочевые племена вновь завоевали Тунис.
При этом страна была полностью опустошена и пришла в упадок, на
десятилетия превратившись в огромное пустынное кладбище.
Династия Зиридов закрепилась на побережье.
Разоренная страна стала объектом европейского завоевания. В
1135–1148 большую часть Туниса захватили норманны, правившие
Сицилией. Норманнский король Рожер II (1130–1154) проводил
политику веротерпимости, и при его дворе процветала арабская
культура. Но его преемники развернули гонения на мусульман.
Воспользовавшись недовольством мусульманского населения Северной
Африки, армии религиозно-политического движения Альмохадов в
1159–1160 завладели Тунисом и присоединили его к Альмохадскому
государству, центр которого находился в Марокко. В 1229
альмохадский наместник из рода Хафсидов провозгласил отделение
страны от этой державы. Правитель из династии Хафсидов
Аль-Мустансир (1249–1277) временно принял титул халифа. В 1270
он разгромил вторгшихся в Тунис крестоносцев во главе с
французским королем Людовиком IX.
После смерти Аль-Мустансира Тунис погрузился в период кризиса,
непрерывных междоусобиц и религиозного догматизма. В середине 14
в. страна дважды подвергалась марокканской оккупации. Она была
разорена. Последние хафсидские султаны,опиравшиеся на
христианскую гвардию не могли сохранить страну. Когда в 1534
турецкие войска Хайраддина Барбароссы захватили Тунис, султан
призвал на помощь испанского короля Карла V. В 1535 испанцы
взяли штурмом город Тунис, в результате чего погибло около трети
его населения. Формально на троне были восстановлены Хафсиды, но
по существу власть перешла к испанским оккупационным силам. В
1540–1550-х мусульманам удалось выбить их из южных и центральных
районов страны, а в 1574 турки захватили Тунис и положили конец
правлению Хафсидов. В 1587 Тунис был официально объявлен
провинцией Османской империи.
Османское правление и тунисские беи. Первоначально османский
Тунис управлялся султанским наместником – пашой, который
опирался на турецкие войска, янычар, возглавляемых
командирами-деями, и местные военные формирования под
командованием беев. В 1591 янычары совершили переворот и
установили правительство в составе 40 деев, через три года
замененное диктатурой одного дея. Турецкий паша сохранил за
собой чисто представительские функции. Экономика страны в этот
период начала постепенно возрождаться, не в последнюю очередь,
благодаря переселению мусульман из Испании. С начала 17 в.
должность беев стала наследственной и принадлежала роду
Мурадидов. В 1640 беи фактически отстранили деев от власти.
Наконец, в 1702 начальник кавалерии Ибрахим аш-Шериф сверг
Мурадидов и объявил о том, что сосредоточивает в своих руках
функции паши, дея и бея. Он был разгромлен и захвачен в плен
правителями Алжира, но в 1705 новый начальник кавалерии Хусейн
бен Али стал беем и основал фактически самостоятельную династию
Хусейнидов, которая оставалась у власти до 1957. Формально
признавая верховную власть османских султанов, новые беи
проводили самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, имели
свой герб и флаг. В стране не было турецкой администрации и
турецких войск. В 1735–1806 Тунис находился в вассальной
зависимости от правителей Алжира, но это не было помехой для его
развития. Беи поощряли торговлю, ремесла, мануфактурное
производство и судоходство, вели морские войны с Венецией и
Францией, отразили алжирское вторжение, а в 1811 подавили мятеж
янычар и изгнали их из страны.
Положение изменилось после переворота 1814, приведшего к власти
старшую ветвь Хусейнидов, опиравшейся на консервативное
духовенство и отряды мамелюков. В стране начались религиозные
распри, был восстановлен корпус янычар, введена система
хозяйственных монополий, что нанесло существенный ущерб
экономике. Около берегов Туниса курсировали французские и
британские военные корабли. В1827 тунисский флот был уничтожен
англо-франко-русской эскадрой в Наваринском сражении.
Государство оказывалось во все большей зависимости от европейцев
и было должно крупные суммы денег европейским купцам. В 1830
Франция навязала Тунису неравноправный договор, открывший страну
для европейских торговцев.
В попытке добиться модернизации правители страны пошли на
проведение некоторых реформ по египетскому образцу. Министр
Шакер и бей Ахмед (1837–1855) организовали регулярную тунисскую
армию по европейскому образцу, окончательно ликвидировав корпус
янычар, сооружали казенные фабрики и заводы. Открылось военное
училище, поощрялось изучение европейских языков и была разрешена
деятельность христианских миссионеров. Последние открыли
колледж, основали типографию и начали книгопечатание на арабском
языке. В Тунисе селились итальянцы и другие иностранцы. В1838
стала издаваться первая газета (на итальянском языке). Однако в
1853 реформы были свернуты из-за растущей нехватки средств.
Правительство прибегло к западным займам, и вскоре страна
оказалась в полной финансовой зависимости от заграницы.
Либеральные просветители во главе с Хайраддином-пашой пытались
добиться проведения политических преобразований. В 1857 тунисцам
были предоставлены гарантии неприкосновенности чести, личности и
имущества, равенство перед законом, свобода предпринимательства
и торговли. В 1860 построена первая государственная типография и
начат выпуск газеты на арабском языке. В 1861 в Тунисе была
принята первая в арабском мире конституция. Правительство
Хайраддина (1873–1877) проводило политику «просвещенного
абсолютизма», поощряя образование, вводя твердые законы и
распределяя пустующие земли среди крестьян. Но все это не могло
финансовые проблемы. Уже в 1869 бей был вынужден признать за
Международной финансовой комиссией полномочия управлять
тунисскими финансами. В 1879–1880 годах между Италией и Францией
развернулась дипломатическая борьба за Тунис. Хотя большинство
иностранцев в Тунисе было итальянцами, перевес оказался на
стороне Франции. В 1881 французские войска оккупировали страну.
Последние очаги вооруженного сопротивления к концу 1882 были
подавлены. В соответствии с соглашениями 1881 и 1883 годов между
Францией и беем, над Тунисом устанавливался французский
протекторат.
Период французского протектората. Франция сохранила в Тунисе
монархию во главе с беем и его правительством, но реальная
власть перешла в руки французского генерального резидента и
колониальных служб. Европейские фирмы и поселенцы заняли
наиболее плодородные земли, установили контроль над банками,
большинством промышленных и крупных торговых предприятий.
Французские компании добывали в Тунисе свинец, фосфориты,
железную руду, строили железные и шоссейные дороги, развивали
связь и расширяли порты. Строились школы и лицеи,
распространялись европейские знания. В то же время, положение
основной массы населения – крестьян оставалось тяжелым.
Недовольны были также интеллигенция и имущие слои: они
добивались «Дустура», то есть восстановления конституции 1861. В
1907 арабские националисты создали партию «Молодой Тунис»,
которая возглавила национальное движение в 1909–1912. В конце
1911 – начале 1912 в Тунисе происходили столкновения
демонстрантов с войсками и полицией. Французские власти ввели
осадное положение, разгромили младотунисское движение и
арестовали его лидеров. Восстание 1915–1916 годов в Южном Тунисе
было подавлено.
В 1920 на основе младотунисских организаций возникла
Либерально-конституционная партия «Дустур». Она потребовала
восстановления конституции 1861, демократизации местного
управления, легализации профсоюзов, уравнения арабов в правах с
французами, внедрения выборных начал в политической жизни. В
1922 власти протектората согласились с созданием Большого
совета, состоявшего из французской и тунисской секций, а также
советов областей. Члены Большого совета частично назначались, а
частью избирались путем двустепенных выборов и обсуждали
бюджетные вопросы. В 1925–1926 последовала новая волна
репрессий. Положение страны усугубилось в результате
экономического кризиса начала 1930-х годов. В 1934 в партии «Дустур»
произошел раскол. От организации, сохранившей верность прежнему
руководству («Старого Дустура»), откололась группа «Действие»,
которая состояла из молодых и более радикальных членов во главе
с Хабибом Бургибой. Она создала партию «Новый Дустур»,
стремившуюся к более активным и энергичным действиям в борьбе за
социальные и политические реформы.
|