Москва

улица Тверская дом 30/2 строение 1

офис 19а код домофона 119

вход с Садово-Триумфальной



телефон (495) 220-1647

E-mail:     asdtour@bk.ru


Обращаем Ваше внимание на то, что данный Интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации о стоимости и условиях туров, пожалуйста, обращайтесь к менеджерам по вышеуказанным телефонам

История Туниса


Человек обитал на территории современного Туниса со времен палеолита. Здесь обнаружены следы древнейших ашельской, мустьерской, атерийской и иберо-маврусийской культур, смена которых, как предполагается, определялась приходом новых народов и племен. В 8 тысячелетии до н.э. в Тунисе поселились белые люди средиземноморской расы (капсийская культура), переселившиеся, вероятно, из саванн доисторической Сахары – гипотетической прародины семито-хамитских народов. В 4 тысячелетии до н.э. здесь произошла неолитическая революция, распространились земледелие и животноводство, появились укрепленные поселки и выделилась племенная знать. В 12 веке до н.э. на территории Туниса обитали ливийцы. В последующие столетия на побережьи высаживаются греческие и финикийские мореплаватели.

Старейшей финикийской колонией на территории Туниса считается Утика, основанная в 1101 до н.э.; за ней последовали Гиппон, Хадрумет, Лептис, нынешняя столица страны – город Тунис и другие. В 814 до н.э. беженцы из финикийского города Тира основали поселение Карт-Хадашт (Карфаген). Впоследствии Карфаген превратился в огромный город с населением более миллиона человек и центр огромной военной и торговой державы распространившейся на все побережье Северной Африки от Гибралтара до Киренаики, а также Большую часть Испании, Сардинии, Сицилии, Корсики и Балеарские острова. Корабли карфагенян господствовали в западной части Средиземного моря, заплывали далеко в Атлантический океан и в экваториальную Африку. Могущество древнего Карфагена было сломлено набиравшей силу Римской державой в ходе трех Пунических войн. В результате последней из них в 146 до н.э. Карфаген был взят римлянами и полностью разрушен, а территория современного Туниса включена в состав Римского государства. Позднее римляне восстановили Карфаген, и он стал процветающей столицей римской Африки.

В эпоху Римской державы земли Туниса были настоящей житницей империи: они давали более 60% потребляемого зерна. Расцвела римско-пуническая культура, которая сочетала как латинские, так и карфагенские элементы. В середине 1 в. н.э. здесь стало распространяться христианство, и римская Африка стала одним из основных христианских центров тогдашнего мира. Уроженцами провинции были видные богословы и мыслители Тертуллиан, Киприан и святой Августин. Однако к 3 веку хозяйство римского Туниса стало приходить в упадок; сказалось действие экологического кризиса, вызванного уничтожением лесов и нехваткой воды. Рост налогов и бедности вел к социальным потрясениям, волнениям, восстаниям и вторжениям соседних берберских племен. В 312 произошел раскол христианской церкви в Африке: из нее выделилось оппозиционное течение донатистов, получившее широкую народную поддержку. В этих условиях в Северной Африке высадилось германское племя вандалов. В 439 вандалы взяли Карфаген и превратили его в столицу собственного королевства. Власть королей вандалов, в свою очередь, оказалась непрочной. Усилился напор берберов, опиравшихся на поддержку донатистов. В 533–534 войска восточно-римского императора Юстиниана захватили территорию государства вандалов. Византийское правление продолжалось в Тунисе немногим более 100 лет. Господство восточно-христианской (православной) церкви вызвало недовольство как католиков, так и донатистов. В 646 византийский наместник провозгласил отделение Африки от Восточной Римской империи. Но уже с 647–649 Тунис стал объектом почти беспрерывных вторжений арабов. Борьба арабов, византийцев и берберов за Тунис сопровождалась жестокостями и окончательно завершилась победой арабских войск лишь в самом начале 8 века. Столицей мусульманского Туниса, вошедшего в состав Арабского халифата, стал в 670 город Кайруан.

Мусульманский Тунис. Большинство жителей африканских провинций приняло ислам, и в Тунисе стала развиваться новая арабская культура. В политическом отношении страна до 800 оставалась частью Арабского халифата. Затем, при династии Аглабидов (800–909), фактически существовал самостоятельный тунисский эмират, правители которого совершали многочисленные набеги на Сицилию и континентальную Италию. В 909 Тунис был завоеван берберами, которые исповедовали ислам исмаилитского толка. Они положили начало шиитской династии Фатимидов. В последующие годы ей удалось овладеть Северной Африкой, Египтом, Сирией и Западной Аравией. Но в 973 Фатимиды перенесли свою резиденцию в Египет, а управление Тунисом передали местной династии наместников – Зиридов (972–1148). Это был период высокого расцвета мусульманской культуры Северной Африки. Однако в 1148 сторонники суннитского течения в исламе произвели переворот, жестоко расправились с шиитами, а правитель аль-Муизз из династии Зиридов провозгласил отделение от Фатимидов. В 1052–1057 направленные Фатимидами кочевые племена вновь завоевали Тунис. При этом страна была полностью опустошена и пришла в упадок, на десятилетия превратившись в огромное пустынное кладбище. Династия Зиридов закрепилась на побережье.

Разоренная страна стала объектом европейского завоевания. В 1135–1148 большую часть Туниса захватили норманны, правившие Сицилией. Норманнский король Рожер II (1130–1154) проводил политику веротерпимости, и при его дворе процветала арабская культура. Но его преемники развернули гонения на мусульман. Воспользовавшись недовольством мусульманского населения Северной Африки, армии религиозно-политического движения Альмохадов в 1159–1160 завладели Тунисом и присоединили его к Альмохадскому государству, центр которого находился в Марокко. В 1229 альмохадский наместник из рода Хафсидов провозгласил отделение страны от этой державы. Правитель из династии Хафсидов Аль-Мустансир (1249–1277) временно принял титул халифа. В 1270 он разгромил вторгшихся в Тунис крестоносцев во главе с французским королем Людовиком IX.

После смерти Аль-Мустансира Тунис погрузился в период кризиса, непрерывных междоусобиц и религиозного догматизма. В середине 14 в. страна дважды подвергалась марокканской оккупации. Она была разорена. Последние хафсидские султаны,опиравшиеся на христианскую гвардию не могли сохранить страну. Когда в 1534 турецкие войска Хайраддина Барбароссы захватили Тунис, султан призвал на помощь испанского короля Карла V. В 1535 испанцы взяли штурмом город Тунис, в результате чего погибло около трети его населения. Формально на троне были восстановлены Хафсиды, но по существу власть перешла к испанским оккупационным силам. В 1540–1550-х мусульманам удалось выбить их из южных и центральных районов страны, а в 1574 турки захватили Тунис и положили конец правлению Хафсидов. В 1587 Тунис был официально объявлен провинцией Османской империи.

Османское правление и тунисские беи. Первоначально османский Тунис управлялся султанским наместником – пашой, который опирался на турецкие войска, янычар, возглавляемых командирами-деями, и местные военные формирования под командованием беев. В 1591 янычары совершили переворот и установили правительство в составе 40 деев, через три года замененное диктатурой одного дея. Турецкий паша сохранил за собой чисто представительские функции. Экономика страны в этот период начала постепенно возрождаться, не в последнюю очередь, благодаря переселению мусульман из Испании. С начала 17 в. должность беев стала наследственной и принадлежала роду Мурадидов. В 1640 беи фактически отстранили деев от власти. Наконец, в 1702 начальник кавалерии Ибрахим аш-Шериф сверг Мурадидов и объявил о том, что сосредоточивает в своих руках функции паши, дея и бея. Он был разгромлен и захвачен в плен правителями Алжира, но в 1705 новый начальник кавалерии Хусейн бен Али стал беем и основал фактически самостоятельную династию Хусейнидов, которая оставалась у власти до 1957. Формально признавая верховную власть османских султанов, новые беи проводили самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, имели свой герб и флаг. В стране не было турецкой администрации и турецких войск. В 1735–1806 Тунис находился в вассальной зависимости от правителей Алжира, но это не было помехой для его развития. Беи поощряли торговлю, ремесла, мануфактурное производство и судоходство, вели морские войны с Венецией и Францией, отразили алжирское вторжение, а в 1811 подавили мятеж янычар и изгнали их из страны.

Положение изменилось после переворота 1814, приведшего к власти старшую ветвь Хусейнидов, опиравшейся на консервативное духовенство и отряды мамелюков. В стране начались религиозные распри, был восстановлен корпус янычар, введена система хозяйственных монополий, что нанесло существенный ущерб экономике. Около берегов Туниса курсировали французские и британские военные корабли. В1827 тунисский флот был уничтожен англо-франко-русской эскадрой в Наваринском сражении. Государство оказывалось во все большей зависимости от европейцев и было должно крупные суммы денег европейским купцам. В 1830 Франция навязала Тунису неравноправный договор, открывший страну для европейских торговцев.

В попытке добиться модернизации правители страны пошли на проведение некоторых реформ по египетскому образцу. Министр Шакер и бей Ахмед (1837–1855) организовали регулярную тунисскую армию по европейскому образцу, окончательно ликвидировав корпус янычар, сооружали казенные фабрики и заводы. Открылось военное училище, поощрялось изучение европейских языков и была разрешена деятельность христианских миссионеров. Последние открыли колледж, основали типографию и начали книгопечатание на арабском языке. В Тунисе селились итальянцы и другие иностранцы. В1838 стала издаваться первая газета (на итальянском языке). Однако в 1853 реформы были свернуты из-за растущей нехватки средств. Правительство прибегло к западным займам, и вскоре страна оказалась в полной финансовой зависимости от заграницы.

Либеральные просветители во главе с Хайраддином-пашой пытались добиться проведения политических преобразований. В 1857 тунисцам были предоставлены гарантии неприкосновенности чести, личности и имущества, равенство перед законом, свобода предпринимательства и торговли. В 1860 построена первая государственная типография и начат выпуск газеты на арабском языке. В 1861 в Тунисе была принята первая в арабском мире конституция. Правительство Хайраддина (1873–1877) проводило политику «просвещенного абсолютизма», поощряя образование, вводя твердые законы и распределяя пустующие земли среди крестьян. Но все это не могло финансовые проблемы. Уже в 1869 бей был вынужден признать за Международной финансовой комиссией полномочия управлять тунисскими финансами. В 1879–1880 годах между Италией и Францией развернулась дипломатическая борьба за Тунис. Хотя большинство иностранцев в Тунисе было итальянцами, перевес оказался на стороне Франции. В 1881 французские войска оккупировали страну. Последние очаги вооруженного сопротивления к концу 1882 были подавлены. В соответствии с соглашениями 1881 и 1883 годов между Францией и беем, над Тунисом устанавливался французский протекторат.

Период французского протектората. Франция сохранила в Тунисе монархию во главе с беем и его правительством, но реальная власть перешла в руки французского генерального резидента и колониальных служб. Европейские фирмы и поселенцы заняли наиболее плодородные земли, установили контроль над банками, большинством промышленных и крупных торговых предприятий. Французские компании добывали в Тунисе свинец, фосфориты, железную руду, строили железные и шоссейные дороги, развивали связь и расширяли порты. Строились школы и лицеи, распространялись европейские знания. В то же время, положение основной массы населения – крестьян оставалось тяжелым. Недовольны были также интеллигенция и имущие слои: они добивались «Дустура», то есть восстановления конституции 1861. В 1907 арабские националисты создали партию «Молодой Тунис», которая возглавила национальное движение в 1909–1912. В конце 1911 – начале 1912 в Тунисе происходили столкновения демонстрантов с войсками и полицией. Французские власти ввели осадное положение, разгромили младотунисское движение и арестовали его лидеров. Восстание 1915–1916 годов в Южном Тунисе было подавлено.

В 1920 на основе младотунисских организаций возникла Либерально-конституционная партия «Дустур». Она потребовала восстановления конституции 1861, демократизации местного управления, легализации профсоюзов, уравнения арабов в правах с французами, внедрения выборных начал в политической жизни. В 1922 власти протектората согласились с созданием Большого совета, состоявшего из французской и тунисской секций, а также советов областей. Члены Большого совета частично назначались, а частью избирались путем двустепенных выборов и обсуждали бюджетные вопросы. В 1925–1926 последовала новая волна репрессий. Положение страны усугубилось в результате экономического кризиса начала 1930-х годов. В 1934 в партии «Дустур» произошел раскол. От организации, сохранившей верность прежнему руководству («Старого Дустура»), откололась группа «Действие», которая состояла из молодых и более радикальных членов во главе с Хабибом Бургибой. Она создала партию «Новый Дустур», стремившуюся к более активным и энергичным действиям в борьбе за социальные и политические реформы.

 

        Яндекс цитирования  Seoser.ru - сервис проверки доменов   
Copyright © 2005 ASDTOUR. All rights reserved. Регистрация Фирм Туры в Турцию Туры в Египет