Храм в Карнаке - это самый большой в мире
религиозный комплекс. Это огромное сооружение, сравнимое разве
что с пирамидами Гизы.
Храм в Карнаке строился непрерывно в течение двух тысяч лет - из
поколения в поколение, от фараона к фараону. Главным божеством,
почитаемым в храме, был Амон Ра, который стал самым главным
египетским богом после превращения Фив в столицу. Внутри
комплекса имеются и другие храмы, но Амон является самым крупным
по размерам и протяженности. 10 пилонов стоят в Карнакском
храме, 6 из них вдоль главного входа в храм, с запада на восток.
Вид через следующие друг за другом ворота пилонов открывает
перед нами захватывающее дух зрелище: огромные залы и внутренние
дворы в глубине храма, где на расстоянии в 260 метров находятся
святилища.
Но стоит лишь миновать порог храма, и вы оказываетесь в
беспорядочном хаосе зданий, опор, обелисков, а также надписей и
барельефов, возраст которых превышает 2 тысячи лет. Наиболее
приспособлен для праздников и зрелищ в Карнаке большой зал,
выдержанный в стиле гипо. Его площадь более 6000 квадратных
километров, что равно общей вместимости церкви Св.Петра в Риме и
кафедрального собора Св.Павла в Лондоне или Собору Парижской
Богоматери. Потолок поддерживается в храме целым лесом колонн.
Их общее число составляет 134. Все они, равно как стены и
потолок, украшены религиозными сценами. Это сделано для того,
чтобы свет мог проникать через окна с любой стороны. Эти колонны
высотой в 23
метра, что соответствует восьмиэтажному
зданию. Толщина колонн такова, что по крайней мере, 6 человек
могут, держась за вытянутые руки, вплотную окружить ее. Этот зал
был построен Сетом и Рамзесом II, фараонами периода Исхода, о
которых идет речь в Ветхом Завете. Несмотря на огромные размеры,
зал не производит угнетающего впечатления на окружающих. На
самом деле, он вызывает чувство уважения и ощущение
праздничности. В действительности, человек ощущает себя
бесконечно малой величиной, но ему здесь комфортно, удобно.
Бесспорно, архитекторы и строители храма намеревались внушить
верующим чувство благоговейного трепета перед богами. Но наряду
с этим, они хотели привнести в зал чувство гармонии -
существенную часть египетского мировоззрения, где каждому
уготовано его место.
Наружные стены зала, которые можно было разглядеть через громады
строений, покрыты картинами с изображением победоносных походов
царей, а также их трофеев. Эти барельефы, наряду с хрониками
фараонов, обнаруженными в других местах храма - древнейший
исторический источник. Именно отсюда мы черпаем значительную
часть наших знаний о Египте и соседних странах. Они напоминают
нам также библейские истории. Посреди зала, минуя множество
пилонов, высится величайший обелиск мира - 39-метровый гранитный
монолит красного цвета в виде устремленной вверх иглы.
Двойник обелиска, стоявший некогда поблизости, не выдержал
испытания временем и его обломки разбросаны вокруг. Эти
памятники построены одной из самых колоритных цариц в истории
Египта - Хатшепсут, правившей приблизительно в 1500 году до н.э.
Когда египтяне сооружали статую бога или богини, фараона или
знатного человека, они ставили своей целью добиться как можно
большего сходства с оригиналом и, таким образом, увековечить
изображаемый объект.
|